Профильное обучение

Организация  профильного обучения

в 2023/2024  учебном году

Согласно инструктивно-методическому письму Министерства образования РБ от 30.05 2016 № 05-20/94 «Об организации допрофильной подготовки и профильного обучения  на III ступени общего среднего образования» профильное обучение организуется в 10  классе и продолжается в 11 классе для тех учащихся, которые обучались в профильных классах в предшествующем учебном году. Профильному обучению на III ступени общего среднего образования должна предшествовать допрофильная подготовка учащихся. Допрофильная подготовка и профориентационная работа  являются обязательным подготовительным этапом профилизации, который ориентирован на:

  • выявление интересов и склонностей, способностей учащихся;
  • оказание психолого-педагогической помощи учащимся в выборе профиля обучения;
  • развитие широкого спектра познавательных интересов и познавательной активности;
  • формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования.

Основными структурными компонентами допрофильной подготовки являются:

  • профориентационная работа (информирование, консультирование, диагностика и др.);
  • психолого-педагогическое сопровождение;
  • факультативные занятия.

Первые два компонента призваны обеспечить учащихся информацией для осознанного выбора формы продолжения образования и профиля дальнейшего обучения; сформировать у них умения объективно оценивать свои способности к обучению по различным профилям. Содержательное наполнение этих компонентов связано с информационным и психолого-педагогическим сопровождением; индивидуальным и индивидуально-групповым консультированием психолога; с диагностикой и тестированием.

Согласно инструктивно-методическому письму Министерства образования РБ №05-21/90-и от 22.05.2015,    с 2015/2016 учебного года на ІІІ ступени общего среднего образования вводится профильное обучение, которое предусматривает изучение отдельных предметов на повышенном уровне и проведение факультативных занятий профессиональной направленности для ориентации на получение педагогических, военных и иных специальностей.

Профильное обучение – это система организации образовательного процесса на основе дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющая наряду с порлучением качественного общего среднего образования обеспечить соответствующие условия для успешного профессионального самоопределения и полноценной социализации с учётом их способностей, склонностей и интересов.

Допрофильная подготовка на ІІ ступени общего среднего образования – неотъемлемый компонент системы профильного обучения, основное назначение которого состоит в формировании у учащихся интереса, мотивов,  склонностей, способностей в разных областях познавательной и профессиональной деятельности, в осознанном выборе направления профильного обучения.

Базовый уровень изучения учебного предмета – уровень освоения учащимися обязательного минимума содержания образования по учебному предмету.

Зачисление  учащихся в профильные  классы проводится на конкурсной основе по результатам обучения на ІІ ступени общего среднего образования:

отметки не ниже 7 баллов по профильным предметам, средний балл свидетельства   об общем базовом образовании – не ниже 7.

В 2023/2024 учебном году организовано профильное обучение с изучением на повышенном уровне учебных предметов: «Английский язык», «Русский язык», «Белорусский язык», «Математика», «История Беларуси» на III ступени общего среднего образования.

Продолжена работа профильной группы педагогической направленности с изучением факультатива «Введение в педагогическую профессию» в 10, 11 классах.

В рамках работы профильных классов заключены договора с БГПУ им.М.Танка, УО «Солигорский государственный колледж», УО «Слуцкий государственный медицинский колледж».

О приеме в профильные 10-е классы

развернуть

О приеме лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, средних школах (в рамках профильного обучения)

Порядок приема (зачисления) лиц в гимназии для освоения содержания образовательной программы среднего образования с изучением отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения, приема (зачисления) лиц в средние школы для освоения содержания образовательной программы среднего образования с изучением отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения регулируется Кодексом Республики Беларусь об образовании (статьи 57, 151), Главой 7 Положения об общем среднем образовании, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19 сентября 2022 г. № 322, Правилами приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, Правилами приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в средних школах, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 17 августа 2022 г. № 269.

В гимназии и средние школы для освоения содержания образовательной программы среднего образования принимаются (зачисляются) лица, получившие общее базовое образование.

Прием (зачисление) лиц в X класс гимназий, средних школ (профильные классы), XI класс гимназий, средних школ (профильные классы) на свободные места для освоения содержания образовательной программы среднего образования осуществляется в соответствии с контрольными цифрами приема по конкурсу на основании результатов итоговой аттестации по учебным предметам, которые выбраны для изучения на повышенном уровне лицами, изъявившими желание участвовать в конкурсе для освоения содержания образовательной программы среднего образования с изучением отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения в этих гимназиях (далее – абитуриенты), и среднего балла итоговой аттестации в год приема (зачисления).

Прием (зачисление) лица, достигшего возраста четырнадцати лет и изъявившего желание участвовать в конкурсе для освоения содержания образовательной программы среднего образования в гимназии, средней школе осуществляется на основании его заявления и с согласия одного из его законных представителей. От имени несовершеннолетнего лица заявление может быть подано его законным представителем.

Заявление при приеме (зачислении) в X класс гимназии, средней школы (профильные классы) подается в приемную комиссию гимназии в период с 12 июня по 10 августа года приема (зачисления), на свободные места в XI класс – в период с 12 июня по 17 августа года приема (зачисления).

В заявлении должны быть указаны учебные предметы (не более двух), которые выбраны абитуриентом для изучения на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения в гимназии, средней школы.

При подаче заявления абитуриенты предъявляют документы, предусмотренные абзацем первым части первой пункта 2 статьи 151 Кодекса Республики Беларусь об образовании, а также документы, подтверждающие право на льготы (при наличии льгот).

При приеме (зачислении) в X класс гимназий, средних школ для освоения содержания образовательной программы среднего образования, предъявляется также свидетельство об общем базовом образовании. Справка об обучении в этом случае не предъявляется.

В случае подачи документов от имени абитуриента его законным представителем в приемную комиссию гимназии, приемную комиссию средней школы предъявляются документы, удостоверяющие личность и статус законного представителя и копия документа, удостоверяющего личность абитуриента.

 

свернуть

Об организации допрофильной подготовки и профильного обучения на III ступени общего среднего образования

развернуть

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В соответствии с Программой деятельности Правительства Республики Беларусь на 2015 год, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2015 года № 110, начиная с 2015/2016 учебного года на III ступени общего среднего образования в учреждениях общего среднего образования введено профильное обучение, в рамках которого предусмотрено изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне, а также возможность проведения факультативных занятий профессиональной направленности (профессионально ориентированных курсов) с целью ориентации на получение педагогических специальностей, специальностей государственных органов обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь и иных специальностей.

Профильному обучению на III ступени общего среднего образования должна предшествовать допрофильная подготовка учащихся.

II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Допрофильная подготовка и профориентационная работа являются обязательным подготовительным этапом профилизации, который ориентирован на:

– выявление интересов и склонностей, способностей учащихся;

– оказание психолого-педагогической помощи учащимся в выборе профиля образования;

– развитие широкого спектра познавательных интересов и познавательной активности;

– формирование способности принимать осознанное решение о выборе дальнейшего направления образования.

Основными структурными компонентами допрофильной подготовки являются:

– информирование;

– психолого-педагогическое сопровождение;

– пропедевтическое изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне через факультативные занятия.

Первые два компонента призваны обеспечить учащихся информацией для осознанного выбора формы продолжения образования и профиля дальнейшего обучения; сформировать у них умения объективно оценивать свои способности к изучению отдельных учебных предметов на повышенном уровне. Содержательное наполнение этих компонентов связано с информационным и психолого-педагогическим сопровождением; индивидуальным и индивидуально-групповым консультированием психолога; диагностикой и тестированием.

В образовательной практике в том или ином виде могут реализовываться следующие модели организации допрофильной подготовки:

– в рамках одного учреждения общего среднего образования;

– в рамках сети учреждений общего среднего образования;

– в рамках сети учреждений образования различных типов и видов (включая профессиональные, учреждения дополнительного образования детей и молодежи, расположенные на одной компактной территории).

В целях формирования интереса у учащихся к изучению отдельных учебных предметов и в дальнейшем мотивированном выборе профиля обучения рекомендуем начиная с V класса предлагать учащимся системное изучение факультативных занятий по учебным предметам, к изучению которых учащиеся проявляют интерес.

III. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕТИ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ В РЕГИОНЕ

Основной задачей отделов (управлений) образования, спорта и туризма местных исполнительных и распорядительных органов по-прежнему остается создание (формирование) целесообразной модели профильного обучения на районном (городском) уровне. Решение об организации профильного обучения в конкретном учреждении общего среднего образования может быть принято только при соблюдении всего комплекса условий:

1) готовности и заинтересованности всех участников образовательного процесса в организации профильного обучения на III ступени общего среднего образования;

2) наличии в учреждении образования соответствующей образовательной среды – необходимых кадровых, материально-технических и учебно-методических ресурсов, позволяющих в комплексе обеспечить качество образования, реализовать практическую часть учебных программ для повышенного уровня по соответствующим учебным предметам и др.;

3) безусловном соблюдении санитарно-гигиенических требований при организации образовательного процесса;

5) взаимодействии с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, учреждениями профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, иными учреждениями образования.

По результатам мониторинга организации профильного обучения отмечено, что при организации профильного обучения в 2015/2016 учебном году названные выше условия не всегда соблюдались. В связи с этим при формировании в 2016/2017 учебном году Xпрофильных классов необходимо особое внимание уделить:

– оснащению учебных кабинетов, позволяющих в полном объеме реализовать практическую часть учебных программ для повышенного уровня по соответствующим учебным предметам; 

– наличию программного обеспечения и современной компьютерной техники для использования современных информационно-образовательных ресурсов;

– методическому сопровождению педагогов в процессе преподавания учебных предметов на повышенном уровне;

– обеспеченности библиотеки учреждения образования литературой, необходимой для изучения учебного предмета на повышенном уровне.

В соответствии с инструктивно-методическим письмом Министерства образования от 22 мая 2015 г. № 05-21/90-и «Об организации в 2015/2016 учебном году профильного обучения на III ступени общего среднего образования» отделы (управления) образования, спорта и туризма местных исполнительных и распорядительных органов обязаны довести информацию об организации профильного обучения до всех заинтересованных.

Как показывают результаты мониторинга, большинство законных представителей были информированы об условиях зачисления в профильные классы. Однако по вопросам, которые важны для профессионального самоопределения учащихся, информировано меньше половины законных представителей, что свидетельствует о недостаточно эффективной организации допрофильной подготовки, одним из компонентов которой является информационная поддержка учащихся и их законных представителей в выборе профессии, отсутствии взаимодействия между учреждениями общего среднего и профессионального образования.

В связи с этим отделам (управлениям) образования, спорта и туризма местных исполнительных и распорядительных органов необходимо:

– обеспечить качественную информационно-разъяснительную работу с учащимися и их законными представителями по вопросам обучения в профильных классах, особенностях зачисления в них и т.д., максимально задействуя официальные сайты учреждений общего среднего образования, информационные стенды и др.;

– организовать постоянное сопровождение допрофильной подготовки и профильного обучения специалистами социально-педагогической и психологической службы;

– предоставить учащимся возможность изучать все учебные предметы на базовом уровне;

– обеспечить доступность общего среднего образования (и в профильных классах, и в базовых классах) с учетом территориальной протяженности региона, особенностей расположения учреждений общего среднего образования и др.

С учетом анализа названных условий учредитель учреждения образования принимает решение об открытии X профильных классов (профильных групп).

В соответствии с пунктом 4 статьи 167 Кодекса Республики Беларусь об образовании учебный план учреждения общего среднего образования разрабатывается учреждением образования на основе типового учебного плана общего среднего образования и утверждается руководителем учреждения образования по согласованию с его учредителем. Типовой учебный план общего среднего образования на 2016/2017 учебный год утвержден постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 12 апреля 2016 г. № 24 (edu.gov.by / Управление общего среднего образования / Типовые учебные планы).

При разработке учебного плана учреждения образования общее количество часов, финансируемых из бюджета, увеличивается учредителем учреждения образования в случаях, предусмотренных пунктом 77 Положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 г. № 283 (далее – Положение об учреждении общего среднего образования).

При необходимости учредитель учреждения образования может принять решение о перераспределении учебных часов факультативных занятий в пределах района (города), т.е. учебные часы факультативных занятий, не используемые в одном учреждении общего среднего образования, могут быть переданы в другое учреждение общего среднего образования. Обращаем особое внимание, что согласование на районном (городском) уровне учебных планов учреждений общего среднего образования означает, что при согласовании учебных планов учреждений общего среднего образования на учебный год отдел (управление) образования, спорта и туризма местного исполнительного и распорядительного органа берет на себя ответственность за создание оптимальной, управляемой региональной модели профильного обучения.

При принятии решения об организации профильного обучения необходимо спланировать методическое сопровождение профильного обучения на региональном уровне, т.е. разработать и реализовать систему непрерывного повышения квалификации, в том числе в период между сроками повышения квалификации, максимально используя резервы областных (Минского городского) институтов развития образования, районных (городских) учебно-методических кабинетов, инновационных центров.

IV. ОРГАНИЗАЦИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

1. Порядок формирования X классов в учреждении общего среднего образования

Зачисление учащихся в профильные классы средних школ, учебно-педагогических комплексов (ясли-сад – средняя школа, детский сад – средняя школа) проводится на конкурсной основе по результатам обучения на II ступени общего среднего образования: отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам, средний балл свидетельства об общем базовом образовании – не ниже 6. В профильные классы без учета среднего балла свидетельства об общем базовом образовании и отметок по профильным предметам зачисляются победители третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по соответствующим (профильным) учебным предметам.

Зачисление в X класс, в котором все учебные предметы изучаются на базовом уровне, осуществляется в соответствии с пунктом 94 Положения об учреждении общего среднего образования.

При формировании X классов в учреждении образования необходимо учитывать:

1) количество выпускников IX классов, желающих продолжить обучение на III ступени общего среднего образования (в целом, в другом учреждении образования, например, в лицее и непосредственно в данном учреждении образования);

2) количество потенциальных учащихся X профильных классов (т.е. учащихся IX классов, имеющих отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам и средний балл свидетельства об общем базовом образовании  не ниже 6 баллов) и их индивидуальные запросы, потребности и способности;

3)  количество учащихся X классов, желающих изучать все учебные предметы на базовом уровне и (или), изучая все учебные предметы на базовом уровне, осваивать образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих) (за счет учебных часов факультативных занятий; возможна организация обучения на базе учреждений профессионально-технического образования).

Требования к формированию профильных классов в средней школе, учебно-педагогических комплексах (ясли-сад – средняя школа, детский сад – средняя школа), указанные в абзаце первом данного раздела, не распространяются на порядок приема в X класс лицея, учреждений высшего образования, реализующих образовательную программу общего среднего образования, гимназии.Учащимся X классов лицеев, учреждений высшего образования, реализующих образовательную программу общего среднего образования, гимназий предоставляется право выбора учебных предметов, которые они планируют изучать на повышенном уровне.

Прием в X класс лицея, учреждений высшего образования, реализующих образовательную программу общего среднего образования, осуществляется по конкурсу на основе вступительных испытаний в соответствии с требованиями Положения об учреждении общего среднего образования.

В соответствии с пунктом 4 статьи 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании лица, получившие общее базовое образование в гимназиях, гимназиях-интернатах, гимназиях – колледжах искусств, по их желанию продолжают получение образования на III ступени общего среднего образования в этих гимназиях, гимназиях-интернатах, гимназиях – колледжах искусств без сдачи вступительных испытаний и проверки способностей в области отдельных видов искусства.

2. Модели формирования X профильных классов в учреждении общего среднего образования

При организации в 2016/2017 учебном году профильного обучения реализуется три модели формирования X классов:

модель 1: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне одинаковые учебные предметы;

модель 2: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне разные учебные предметы;

модель 3: объединение в одном классе учащихся, изучающих отдельные учебные предметы на повышенном уровне и изучающих все учебные предметы на базовом уровне (за исключением гимназий и лицеев).

3. Разработка учебного плана учреждения общего среднего образования на учебный год

Разработку учебного плана учреждения общего среднего образования на учебный год предлагаем осуществлять по следующему алгоритму:

– учащимся и их законным представителям предлагается учебный план учреждения общего среднего образования, в котором предусмотрено количество учебных часов для изучения учебных предметов на базовом и повышенном уровнях;

– учащиеся определяют два-три учебных предмета, которые будут изучать на повышенном уровне, и передают свои предложения руководителю учреждения общего среднего образования;

– на основе имеющейся информации с учетом возможностей учреждения общего среднего образования определяется количество направлений, по которым желают обучаться учащиеся (это может быть всего несколько конкретных направлений, например, физико-математическое и химико-биологическое; или химико-биологическое и гуманитарное; или достаточно большой набор сочетания учебных предметов для изучения их на повышенном уровне). Исходя из этих данных формируются профильные группы учащихся (в соответствии с пунктом 62 Положения об учреждении общего среднего образования). Учебные часы на изучение учебных предметов на повышенном уровне (профильных предметов) выделяются из общего количества часов факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий, предусмотренных в Типовом учебном плане в целом на учреждение образования.

Учащиеся, которые выбрали учебные предметы для изучения на повышенном уровне, изучают их отдельно от тех учащихся, кто эти же учебные предметы изучает на базовом уровне (разные учебные программы).

Изучение учебных предметов, не выбранных учащимися в качестве профильных, осуществляются в составе класса. Если учебный предмет изучается на базовом уровне не всеми учащимися класса, то может формироваться одна группа из учащихся нескольких классов параллели.

Учебные часы факультативных занятий, указанные в типовом учебном плане, считаются в целом на учреждение общего среднего образования и распределяются на проведение как обязательных факультативных занятий, указанных в Положении об учреждении общего среднего образования, так и на изучение учебных предметов на повышенном уровне, а также иных факультативных занятий в соответствии с запросами и интересами учащихся и их законных представителей (в том числе на проведение допрофильной подготовки учащихся).

Суммарный объем учебных часов не должен превышать общего количества часов, финансируемых из бюджета на учреждение образования в каждом классе. В случае, если в профильном X классе суммарный объем учебных часов превышает общее количество учебных часов, финансируемых из бюджета по данному классу (39 часов), то недостающее количество учебных часов выделяется из общего количества учебных часов факультативных занятий, имеющихся в учреждении образования.

При организации образовательного процесса класс делится на группы по отдельным учебным предметам в соответствии с пунктом 54 Положения об учреждении общего среднего образования,

Возможный вариант учебного плана для X класса, в котором объединены учащиеся, изучающие на повышенном уровне одинаковые учебные предметы, (модель 1) представлен в приложении 2.

При реализации модели 2, когда в одном классе объединены учащиеся, изучающие на повышенном уровне разные учебные предметы, возможны два варианта:

первый – один учебный предмет, изучаемый на повышенном уровне, является одинаковым для всех (левый столбец таблицы), а другие учебные предметы – разные для разных учащихся (правый столбец таблицы);

Таблица

Математика

Иностранный язык

Физика

Химия

Иностранный язык

Белорусский язык

Русский язык

История Беларуси

Биология

Химия

История Беларуси

География

Всемирная история

История Беларуси

Обществоведение

Русский язык

И т.д……

…..

Рассмотрим пример расчета учебных часов для класса, в котором все учащиеся изучают на повышенном уровне математику, а также одна группа изучает на повышенном уровне иностранный язык, вторая – физику, третья – химию.

По данному X классу, в котором сформированы 3 профильные группы, финансируется 39 часов (а требуется 23 часа по учебным предметам, изучаемым на базовом уровне, + 31 час по профильным предметам = 54 часа). Таким образом, в соответствии с учебным планом на факультативные занятия остается 16 часов (39 часов, финансируемых из бюджета, – 23 часа для изучения учебных предметов на базовом уровне). Из этого количества учебных часов для факультативных занятий 1 час выделяется на «Час здоровья и спорта» (обязательные часы), 2 часа на поддерживающие и стимулирующие занятия (по усмотрению руководителя), 13 часов остается на изучение профильных предметов. Еще необходимые 15 учебных часов для профильных предметов перераспределяются из общего количества часов факультативных занятий в учреждении образования. Возможный вариант учебного плана для класса, в котором организовано профильное обучение по данной модели, приведен в приложении 1;

второй – в одном X классе сформировано несколько профильных групп с разным набором учебных предметов, изучаемых на повышенном уровне (мультипрофильное обучение).

При разработке учебного плана для X класса, в котором профильное обучение организовано по модели 2, определяется не только количество учебных часов по каждому учебному предмету с учетом выбранного учащимися уровня его изучения, но и количество профильных учебных групп с указанием необходимого количества учебных часов для обеспечения образовательного процесса каждой учебной группы и всей параллели в целом в рамках бюджетного финансирования. Количество групп обуславливается сочетаниями индивидуальных выборов учащихся и общим количеством учебных часов, определенных учебным планом учреждения общего среднего образования на текущий учебный год для данной параллели.

Математика – физика (6+4)                          +10            

Английский язык – русский язык (5+3)          +8              

Химия – биология(4+4)                                     +8              

История Беларуси – обществоведение (3/2+2)     +5/4          

Всего только на один X класс будет использовано 31/30 учебных часа из часов факультативных занятий (это самый затратный вариант).

По X классу, в котором сформированы 4 профильные группы, финансируется 39 часов (а требуется 27 часов по учебным предметам, изучаемым на базовом уровне, + 31/30 часов по профильным предметам = 58/57 часов). Из 12 учебных часов, указанных в типовом учебном плане для факультативных занятий, 1 час выделяется на «Час здоровья и спорта» (обязательные часы), 2 часа на поддерживающие и стимулирующие занятия (по усмотрению руководителя), 9 часов остается на изучение профильных предметов. Еще необходимые 22/21 учебных часа для профильных предметов перераспределяются из общего количества часов факультативных занятий в учреждении образования. Пример учебного плана для класса, в котором организовано профильное обучение по данной модели, приведен в приложении 2.

Каждый учащийся X класса имеет свою индивидуальную образовательную траекторию (свой индивидуальный образовательный маршрут).

Расписание учебных занятий составляется для каждой группы (или класса) и для каждого учащегося с учетом требований Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 206.

Возможный вариант учебного плана для X класса, в котором профильное обучение реализуется по модели 2, представлен в приложении 2.

4. Расписание учебных занятий

С целью снижения учебной нагрузки на учащихся, обучающихся в профильных классах, как и в 2015/2016 учебном году, в новом учебном году рекомендуется проводить факультативные занятия, в том числе и профессионально ориентированные факультативные занятия, в шестой школьный день.

В то же время результаты мониторинга организации профильного обучения показывают, что шестой школьный день для проведения факультативных занятий используется недостаточно. Это означает, что при соблюдении санитарно-гигиенических требований к расписанию учебных занятий и проведению факультативных занятий учащиеся профильных классов находятся в учреждении с 8.00 и примерно до 16.00.

Обращаем особое внимание руководителей учреждений общего среднего образования на недопустимость учебной перегрузки учащихся в течение учебной недели.

V. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Профильное обучение должно способствовать выявлению и развитию у учащихся необходимых качеств личности и ценностных ориентаций, знаний, умений, навыков, опыта деятельности, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

В этой связи в рамках профильного обучения в учреждениях общего среднего образования могут функционировать классы профессиональной направленности для ориентации на получение педагогических специальностей, специальностей государственных органов обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь и иных специальностей.

В соответствии с Протоколом поручений Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г., данных 21 ноября 2014 г. при посещении учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», рассматривается возможность введения особого порядка приема в учреждения высшего образования для получения образования по педагогическим специальностям лиц, прошедших обучение в профильных классах педагогического направления учреждений общего среднего образования (далее – педагогические классы). Поэтому необходимо обратить особое внимание на открытие и функционирование педагогических классов в учреждениях общего среднего образования.

Учащиеся, обучающиеся в педагогических классах, в рамках учебных часов изучают учебные предметы на повышенном уровне. Как правило, это те учебные предметы, учителями которых они планируют стать в будущем. Кроме этого, учащиеся педагогических классов должны обязательно освоить программу факультативного занятия «Введение в педагогическую профессию. X-XI класс», утвержденную Министерством образования Республики Беларусь (размещается на портале Министерства образования и Национальном образовательном портале).

В случае, если в учреждении образования нет возможности сформировать педагогический класс по учебным предметам из числа желающих изучать обязательные факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию. X-XI класс», возможно обучение учащихся в различных классах одной параллели и объединение их в одну группу (педагогический класс) при изучении обязательного факультативного занятия.

В учреждении общего среднего образования с малым количеством классов на параллели возможно объединение учащихся в группу (педагогический класс) для изучения обязательного факультативного занятия из числа учащихся близлежащих учреждений образования, желающих освоить программу данного факультативного занятия (по принципу межшкольного факультативного занятия). В этом случае состав группы (педагогического класса) для проведения факультативного занятия «Введение в педагогическую профессию. X-XI класс» утверждаетсяприказом директора учреждения общего среднего образования, на базе которого организуется проведение данного факультативного занятия.

Открытие педагогических классов должно быть утверждено приказом учредителя и решением районного (городского) исполнительного комитета, которым утверждается сеть учреждений общего среднего образования на очередной учебный год.

Для ориентации на получение специальностей государственных органов обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь могут использоваться следующие учебные программы факультативных занятий:

– военно-патриотической (пограничной) направленности «Юный пограничник» – Минск: Национальный институт образования, 2015;

– «Защитники Отечества» (X-XI классов учреждений общего среднего образования) – Минск: Национальный институт образования, 2016.

При освоении программы указанного факультатива в полном объеме в аттестате об общем среднем образовании будет сделана запись «Усвоена программа факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию. X-XI класс», или «Усвоена программа факультативных занятий «Защитники Отечества. X-XI класс» и т.д.

VI. Психолого-педагогическое сопровождение допрофильной подготовки и профильного обучения

Целью психолого-педагогического сопровождения профильного обучения является выявление, развитие и реализация профессионально-психологического потенциала учащихся, т.е.:

профессионально значимых качеств личности;

ключевых компетенций;

профессиональных и личностных интересов, ценностей, мировоззренческих взглядов, профессионально-этических норм и др.

Основные задачи психолого-педагогического сопровождения допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся:

– изучение интересов, склонностей, образовательных потребностей учащихся III ступени общего среднего образования;

– реализация принципов дифференциации и индивидуализации в образовательном процессе на основе предоставления возможностей учащимся в построении  индивидуальных образовательных маршрутов с учетом профессиональных интересов;

– расширение возможностей социализации учащихся на основе реализации принципа преемственности между общим средним и профессиональным образованием;

– формирование и развитие у учащихся ценностных ориентаций в сфере профессиональной деятельности, творческой самостоятельности, активности, исследовательских компетенций, обеспечивающих выпускнику возможности жить, трудиться, непрерывно совершенствоваться, быть конкурентоспособным на современном рынке труда;

– повышение уровня мотивации учащихся для получения качественного образования;

Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения допрофильной подготовки и профильного обучения являются:

– психологическая диагностика учащихся с целью выявления уровня сформированности у учащихся представлений об особенностях выбора будущей профессиональной деятельности, определения характера ожиданий учащихся в профессиональном самоопределении;

– консультационная работа с педагогами и  законными представителями учащихся по оказанию им содействия в определении эффективных путей разрешения совместно с учащимися трудностей их профессионального определения, коррекции субъект-субъектных отношений в процессе решения учащимися вопросов «выбора»;

– методическая работа с педагогическими работниками по вопросам профессионального развития, теоретической и методической подготовки с учетом особенностей допрофильной и профильной подготовки учащихся;

– профилактическая работа, которая осуществляется педагогом-психологом и педагогом социальным, по оказанию поддержки каждому учащемуся в его личностном развитии и проектировании профессионального будущего;

– коррекционно-развивающая работа с учащимися, которые испытывают трудности в профессиональном самоопределении для развития их профессиональных интересов на основе выявленных реальных возможностей и способностей личности;

 – аналитическая работа: изучение созданных условий, организации психолого-педагогической помощи учащимся, ее результатов в контексте допрофильной и профильной подготовки учащихся; анализ готовности подростка к осознанному выбору профессии, продолжению образования; оценка эффективности деятельности.

VII. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ

С целью повышения уровня профессиональной компетентности руководителей и специалистов по вопросам организации профильного обучения и допрофильной подготовки учащихся в учреждениях общего среднего образования в 2016/2017 учебном году государственным учреждением образования «Академия последипломного образования» запланировано проведение ряда мероприятий для различных категорий специалистов. Важнейшими из предлагаемых мероприятий являются:

  • Повышение квалификации руководителей и заместителей руководителей учреждений общего среднего образования «Организационное, научно-методическое сопровождение профильного обучения на основе компетентностного подхода» (октябрь, ноябрь 2016 г.).
  • Повышение квалификации специалистов СППС «Психолого-педагогическая поддержка профильного обучения в учреждениях общего среднего образования» (август 2016 г.).
  • Повышение квалификации педагогических работников, выполняющих обязанности классных руководителей «Деятельность классного руководителя в условиях профильного обучения в учреждениях общего среднего образования» (август 2016 г.).
  • Повышение квалификации заместителей директоров учреждений общего среднего образования по воспитательной и учебно-воспитательной работе «Особенности воспитательной работы в условиях профильного обучения в учреждениях общего среднего образования» (август 2016 г.).
  • Тематический семинар для членов республиканской творческой группы учителей химии «Проектирование работы учителя химии с высокомотивированными учащимися» (июнь 2016 г.).
  • Обучающие курсы для учителей английского языка «Проектирование педагогической деятельности учителя английского языка с высокомотивированными учащимися» (август 2016 г.).
  • Обучающие курсы для учителей немецкого языка «Проектирование педагогической деятельности учителя немецкого языка с высокомотивированными учащимися» (август 2016 г.).
  • Web-семинар для проректоров, начальников структурных подразделений институтов развития образования «Деятельность института развития образования по повышению качества дополнительного образования работников в условиях реализации профильного обучения» (сентябрь 2016 г.).
  • Обучающие курсы для учителей химии «Совершенствование умений решения расчетных задач по химии различного уровня сложности» (октябрь 2016 г.).
  • Тематический семинар для членов республиканской творческой группы учителей математики «Современные методы и технологии преподавания математики в условиях профильного обучения» (декабрь 2016 г.).
  • Тематический семинар для членов республиканской творческой группы учителей физики «Современные методы и технологии преподавания физики в условиях профильного обучения» (декабрь 2016 г.).

На региональном уровне обеспечивается прежде всего методическое сопровождение профильного обучения по соответствующим учебным предметам. Для этого в рамках методической работы с учителями целесообразно использовать прежде всего активные формы обучения (летние школы, языковые и методические практикумы, повышение квалификации в дистанционной форме, обмен эффективным педагогическим опытом, семинары в online-формате, консультации и др.) с привлечением педагогов-практиков – учителей квалификационной категории «учитель-методист» и высшей квалификационной категории, которые имеют эффективный опыт работы в профильных классах.

Материалы по организации профильного обучения предлагаются также на сайтах Академии последипломного образования и областных и Минского городского институтов развития образования.

 

Заместитель Министра                                                   Р.С.Сидоренко

свернуть

Методические рекомендации по организации образовательного процесса при изучении отдельных учебных предметов на повышенном уровне

развернуть

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации образовательного процесса при изучении отдельных учебных предметов на повышенном уровне в X–XI классах учреждений образования, реализующих образовательную программу среднего образования, с использованием новых учебных пособий

 

Новые учебные пособия для X и XI классов(за исключением учебных пособий по допризывной и медицинской подготовке) разработаны с учетом обеспечения возможности изучения учебного предмета как на базовом, так и повышенном уровне в соответствии с типовым учебным планом учреждения общего среднего образования соответствующего вида.

Повышенный уровень изучения учебного предмета – изучение содержания соответствующего учебного предмета, которое включает в себя базовый уровень изучения этого учебного предмета с углублением его содержания (ст. 158 Кодекса Республики Беларусь об образовании).

В учебных пособиях на печатной основе, которые содержат учебные материалы для базового уровня изучения учебного предмета, имеются ссылки на дополнительные материалы, которые рекомендуется использовать учащимся при изучении учебного предмета на повышенном уровне (дополнительные материалы). Такие ссылки в учебных пособиях обозначены специальным знаком-символом . Наличие такого знака означает, что для работы с дополнительными материалами необходимо перейти в соответствующее электронное приложение к учебному пособию на интернет-ресурс «Профильное обучение» (http://profil.adu.by).

На интернет-ресурсе «Профильное обучение» (http://profil.adu.by) размещены электронные приложения к учебным пособиям по учебным предметам «Беларуская мова», «Беларуская літаратура», «Русский язык», «Русская литература», «Всемирная история», «История Беларуси», «Обществоведение», «Информатика», «География», «Биология», «Физика», «Химия» для использования учащимися X и XI классов при изучении соответствующих учебных предметов на повышенном уровне, к учебному пособию «Черчение» – для использования учащимися X класса.

Учебный материал, предназначенный учащимся, изучающим учебный предмет «Математика» на повышенном уровне, содержится в учебных пособиях «Сборник задач по алгебре.10 класс (базовый и повышенный уровни)», «Сборник задач по алгебре.11 класс (базовый и повышенный уровни)» авторов О.Н. Пирютко, И.Г. Арефьевой; «Сборник задач по геометрии. 10-11 классы» (базовый и повышенный уровни), «Геометрия. 10 класс (базовый и повышенный уровни)», «Геометрия. 11 класс (базовый и повышенный уровни)» авторов Л.А. Латотина и др.

Для изучения на повышенном уровне учебного предмета «Астрономия» в учебное пособие «Астрономия. 11 класс (базовый и повышенный уровни)» авторов И.В. Галузо и др. включены задачи практической направленности.

 

Общая характеристика электронного приложения к учебному пособию для изучения содержания учебного предмета на повышенном уровне

Электронное приложение к учебному пособию для изучения содержания учебного предмета на повышенном уровне (далее – ЭП) представляет собой системное учебно-методическое обеспечение, позволяющее реализовать полный дидактический цикл обучения, базирующийся на информационно-коммуникационных технологиях и применении современных форм и методов обучения.

ЭП сохраняет преемственность с традиционными учебными изданиями на печатной основе, выполняя и дополняя необходимые функции: информационную, систематизирующую, мотивационную, координирующую, воспитательную. Материалы, включенные в ЭП, прошли все этапы научно-педагогической экспертизы и допущены к использованию в учреждениях общего среднего образования. Как и традиционное учебное пособие, ЭП содержит системное и полное изложение содержания учебного предмета в соответствии с учебными программами (базовый и повышенный уровни). Оно призвано поддерживать все основные этапы образовательного процесса и создавать основу для его осуществления с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ЭП, как кросс-платформенное решение, может воспроизводиться на интерактивных панелях (досках), компьютерах, планшетах и других мобильных устройствах.

ЭП оснащено аппаратом организации усвоения учебного материала и проверки знаний учащихся, который представлен развернутой системой разнообразных заданий, объединенных общими методическими и дидактическими целями.

Основное содержание ЭП составляет текст; методика и приемы работы с текстом в случае использования ЭП аналогичны методикам работы с учебным пособием на печатной основе.

Иллюстративный ряд учебных пособий на печатной основе, представленный рисунками, схемами, графиками, диаграммами, фотографиями и коллажами разного вида, в ЭП становится интерактивным, иллюстрации увеличиваются при их активизации, что важно для мотивации учащихся к изучению учебного предмета, удобно при индивидуальной работе на устройствах с различными размерами экранов и может быть использовано при фронтальной работе в классе с применением интерактивной доски (интерактивной панели).

При необходимости материал ЭП (упражнения, задания и т. п.) можно распечатать.

 

Особенности использования ЭП в образовательном процессе

Максимальный эффект от использования ЭП будет при наличии возможности его использования каждым учащимся. В этой связи рекомендуется задействовать для организации образовательного процесса компьютерные классы, можно под руководством учителя организовать работу с использованием личных мобильных устройств учащихся (смартфоны, планшетные устройства, ноутбуки). Целесообразно использовать интерактивные панели, проекционные устройства.

Организационные особенности образовательного процесса с использованием ЭП могут зависеть от поставленных учителем задач, целевого назначения использования материалов ЭП, вида урока:

Целевое назначение использования материалов ЭП

Организация работы

Источник нового знания

• Индивидуальная работа с содержанием ЭП на индивидуальных устройствах: планшетах, компьютерах, смартфонах;

• Групповая работа в компьютерных классах;

• Фронтальная работа с использованием проекционного оборудования, интерактивной панели

Источник дополнительной информации

• Визуализация сложных процессов и явлений для расширения и углубления знаний (с использованием проекционного оборудования, интерактивной панели);

• Использование мультимедийных компонентов для решения исследовательских, проектных заданий и
т. д. (с использованием мобильных устройств);

• Индивидуальная работа или работа с малыми группами по индивидуальным образовательным маршрутам (с использованием мобильных устройств, компьютеров)

База мультимедийныхобъектов

• Использование мультимедийных компонентов для конструирования урока (с использованием проекционного оборудования, интерактивной панели)

База средств контроля знаний

• База для составления учителем индивидуальных комплектов заданий для отработки, проверки, контроля знаний, корректировки индивидуальных образовательных маршрутов учащихся (с использованием индивидуальных мобильных устройств)

Интерактивность, информационная и методическая насыщенность ЭП обеспечивают возможность эффективно применять педагогические технологии смешанного обучения в традиционной классно-урочной системе. Одна из них – это модель «перевернутый класс».

Модель «перевернутый класс» используется для организации самостоятельной учебной деятельности при изучении содержания учебного предмета. Данная модель подразумевает предварительную самостоятельную теоретическую подготовку учащихся дома. Работа в классе посвящается обсуждению изученного, разным видам деятельности, организации индивидуальной и групповой формы работы за счет высвобождения времени на ознакомление с теоретическим материалом.

Во время работы по модели «перевернутый класс» возрастает доля ответственности учащегося, стимулируется развитие его личностных характеристик (активность, инициативность) и метапредметных навыков (самоорганизация, управление временем, работа в команде). Обязательным условием использования этой модели является наличие домашнего компьютера или мобильного устройства с доступом к глобальной компьютерной сети Интернет.

свернуть

Список учащихся 11 класса, учебные предметы изучающих на повышенном уровне

развернуть

Список учащихся 11 класса, изучающих на повышенном уровне учебные предметы «Белорусский язык» и «Английский язык»

  1. Исаеня Александра Андреевна
  2. Кецко Дарья Николаевна
  3. Ковтик Кристина Анатольевна
  4. Макаревич Игорь Денисович
  5. Метальникова Маргарита Алексеевна
  6. Новик Валерия Николаевна
  7. Сосновская Вероника Игоревна
  8. Стасевич Ксения Романовна
  9. Фурс Егор Павлович
  10. Шульга Валерия Александровна
  11. Щерба Марина Евгеньевна

 

Список учащихся 11 класса, изучающих на повышенном уровне учебные предметы «Русский язык» и «История Беларуси»

 

  1. Амзин Валерия Андреевна
  2. Веркашинская Ангелина    Сергеевна
  3. Забродская Ксения Алексеевна
  4. Кецко Альбина Андреевна
  5. Матусевич Доминика Сергеевна
свернуть

Список учащихся 10 класса, учебные предметы изучающих на повышенном уровне

развернуть

Список учащихся 10 класса, изучающих на повышенном уровне учебные предметы «Русский язык» и «Английский язык»

 

  1. Астахова Анастасия Владимировна
  2. Замараева Виталина Александровна
  3. Ковальчук Екатерина Дмитриевна
  4. Кухарчик Мария Сергеевна
  5. Могилевец Надежда Александровна
  6. Тарелкина Анна Олеговна
  7. Слагада Ксения Владимировна
  8. Хаустович Мелания Вадимовна

 

 

Список учащихся 10 класса, изучающих на повышенном уровне учебные предметы «Белорусский язык» и «Математика»

 

  1. Асмолик Анна Александровна
  2. Гриб Виктория Андреевна
  3. Карпович Мила Михайловна
  4. Леонович Мария Сергеевна
  5. Сечко Артем Леонидович
  6. Шемет Павел Дмитриевич
  7. Ярошеня Елизавета Сергеевна

 

 

 

 

свернуть