Духовно-нравственное воспитание

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность.

В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии.  Изменились ценностные ориентиры детей и молодёжи.В их среде проявляются такие негативные черты, как социальная тревожность, неуверенность, агрессивность,  жестокость. В значительной мере это обусловлено снижением воспитательного потенциала семьи, учреждений образования, общественных институтов воспитания и свидетельствует о том, что традиционные формы организации процесса воспитания становятся неэффективными.

Задачи, которые стоят перед современной школой, отличаются от тех, которые она решала ещё пять – десять лет назад.  И те, кто решает эти задачи, стали иными. В то же время, школа, как всегда выполняет свою основную общественную функцию – воспитание человека, воспитание гуманистической личности. Духовность, как высшая общечеловеческая ценность, лежит в основе формирования гуманистической личности.

Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

  • во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и духовными чертами личности;
  • во-вторых, в современном мире ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности;
  • в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность –  это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку;
  • в-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Структура воспитательного процесса слагается из воспитывающей среды, воспитывающей деятельности и осмысления ребенком своей жизни по отношению к окружающей действительности.  Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из его индивидуальности. В воспитании любого нравственного качества применяются различные  средства воспитания. Пути решения проблем нравственного воспитания могут осуществляться как в процессе специального обучения, так и в свободное время могут быть использованы этические беседы, конкурсы, тематические досуги.  Многие учителя справедливо утверждают, что профессионально воспользоваться средствами нравственного воспитания гораздо сложнее, чем обычный урок. Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали заключается в том, что они не в коем случае не должна переходить в чрезмерную назидательность, в беседах должны содержаться как можно больше обсуждений с детьми жизненных ситуаций, имеющих нравственное содержание. Темы бесед зависят от возрастных особенностей детей, уровня нравственной подготовленности, а также учителю необходимо заранее обговаривать с детьми наиболее интересующие их вопросы.  Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний не достаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в нравственных поступках.  Говоря о морали, мы подразумеваем поведении людей, совокупность норм, регулирующих отношение к обществу, оцениваемые с позиции добра и зла. Огромную роль в сфере морали играют нравственные чувства. В морали закреплены такие понятия, как "добро", "честь", "совесть", "справедливость". Все эти понятия имеют оценочный характер.  Непосредственное влияние на приобретение нравственных ценностей лежит на учителе. Результат этого процесса зависит от того, как педагог преподносит его ребенку. Эмоциональное состояние жизнерадостного познания мира - это характерный признак духовной жизни детской личности. Слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают  ему глаза на самого себя.

От того,  что вложит педагог в душу ребенка, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Воспитание - искусство, и это искусство заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, которые входят в его жизнь, он должен чувствовать в них человеческое - разум, мудрость, любовь к людям. Если ребенок этого не переживает, то ему будет чужда подлинная человеческая чуткость восприятия.  Полнота человеческого счастья заключается в развитии всех творческих способностей и сил человека, в богатстве духовной жизни, в осознании того дела, которому отдаешь свои силы. В нравственном воспитании важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное, - включить школьника в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения. Актуальность изучения православной культуры обусловлена насущной социально-педагогической потребностью образования, развития воспитательных функций в новых социокультурных условиях. В современном обществе растет интерес к духовно-нравственному, культурно-историческому наследию и православной культуре как его существенной части. Министр образования Республики Беларусь  при подписании ряда документов по воплощению сотрудничества между  Министерством образования РБ и Белорусской Православной Церковью отмечал, что « в вопросах воспитания духовности мы можем и должны опираться на те общечеловеческие ценности, которые несёт сегодня в жизнь Православная Церковь. На протяжении многих веков Православие играло на Беларуси особую роль. И сегодня деятельность Православной Церкви направлена на сохранение мира и согласия в обществе, развитие культуры и просвещения».

Приобщение школьников к духовным и культурным ценностям способствует формированию нравственных ориентиров, раскрытию смысла высоких нравственных ценностей православной культуры, воспитанию уважения к Родине и ее святыням.

ГУО «Краснослободская средняя школа» взаимодействует с приходом храма СВЯТИТЕЛЯ ГЕОРГИЯ МОГИЛЕВСКОГО гп.Красная Слобода Слуцко-Солигорской епархии Белорусской Православной Церкви  по следующим направлениям:

участие церковнослужителей в педагогических советах общешкольных и классных родительских собраниях, проведение просветительских лекций для педагогов и родителей:

-  проведение тематических классных часов;

-  помощь в организации  и проведении выставок-конкурсов;

-  проведение бесед с учащимися о традиции милосердия православной культуры белорусского народа;

- организация акций милосердия;

- проведение просветительских бесед об истории родного края и православных традициях почитания культурного наследия и своих предков;

- проведение общих и индивидуальных бесед с учащимися девиантного поведения;

-  проведение общих и индивидуальных бесед с родителями из неблагополучных семей;

- проведение встреч, бесед, лекций с учащимися, о здоровом образе жизни, по профилактике курения, пьянства, наркомании;

На просветительских беседах совместно со  священником мы не ставим задачи воцерковления школьников, - это прерогатива Церкви. Наша цель в сотрудничестве с Храмом СВЯТИТЕЛЯ ГЕОРГИЯ МОГИЛЕВСКОГО  - помочь учащимся узнать связь культуры, народных традиций с православной верой; учит уважать свой народ и сохранять свои национальные традиции.

Целью разговоров было определение  свободы нравственного выбора, знакомство с основными   добродетелями  человека. Полученные  знания помогут учащимся  в формировании представлений о смысле жизни и своем месте в нем, развитии моральных качеств и нравственных ориентиров.

 

Посещение храма Георгия Могилевского

08.01.2024
развернуть

Посещение Крещенской службы

19.01.2023
развернуть