Страничка педагога-психолога

Программа для родителей "Когда ребенок уже взрослый..."

развернуть

Консультация для родителей «Как воспитать уверенного в себе ребенка: рекомендации и упражнения»

развернуть

Как выражается неуверенность

  • Замкнутость, скрытность. Ребенок не любит рассказывать о себе, о своих чувствах, такому проще ответить: “Нормально”, чтобы избежать дальнейших расспросов.  
  • Робость. Имеются сложности с общением, новые люди, места вызывают тревогу. Вместо того, чтобы рассказывать о своих потребностях, предпочитает промолчать и дождаться, когда все решится само собой. 
  • Заниженная самооценка. Начиная любое дело, думает, что ему не удастся выполнить его хорошо. А если получается, то он уверен, что это просто стечение обстоятельств, удача или заслуга кого-то другого. 
  • Слепое подражание. Неуверенные дети часто копируют поведение тех, на кого им хотелось бы быть похожими, причем делают это безоценочно, повторяя и то, что противоречит собственным взглядам.  
  • Заторможенность, упрямство. Это не особенности характера в данном случае, а боязнь нового. Сложности с адаптацией в новых условиях выражаются растерянностью или же категорическим отказом от смены обстановки, условий и прочего.

Чего нельзя делать и говорить, чтобы не подавить уверенность в себе

  • Сомневаться в способностях. “У тебя не получится, дай я сама!”, - прямой путь к занижению самооценки и взращиванию безынициативности.  
  • Игнорировать потребностей, желаний ребенка. “Зачем тебе это? Все равно будет валяться, как и велосипед!”. Так зарождаются внутренние убеждения: “Я этого не достоин”. 
  • Акцентировать внимание на промахах, но принимать достижения как должное. Чему мы уделяем внимание, что культивируем и “поливаем”, то и вырастает. 
  • Критиковать прилюдно, давать негативную оценку не поступкам, а личности: “Вот ты растяпа! Ну что ты за ребенок такой!”.

Что делать, чтобы воспитать уверенную личность

Начать с себя.

Дети и осознанно, и подсознательно берут пример с родителей. Если мама или папа все время сомневаются в правильности выбора, размышляют, что нужно было бы сделать иначе, чаду ничего не остается, как принять эту модель поведения за образец и стать таким же неуверенным. Прислушивайтесь к своим желаниям и поступайте так, как хочется. Тогда не придется сомневаться, со временем такой подход войдет в привычку. Если же последствия выбора не оправдывают ожиданий и что-то идет не так, признавайте ошибку и принимайте ее как бесценный опыт.

 Любить ребенка таким, какой он есть.

Все мы несовершенны и это нормально. А вот если начать указывать на недостатки, даже с лучшими побуждениями, можно не только растоптать самооценку ребенка, но и стать его врагом номер один. Видите, что у дочери лишний вес, помогите ей решить эту проблему, искоренив причину — перейдите всей семьей на правильное питание и заведите традицию спортивных выходных. Сложнее, чем сказать: «Не ешь булки, ты и так толстая!» или «Тебе не стоит так много есть, если ты хочешь выглядеть красиво», но продуктивнее. 

Сын никак не освоит английский? Забудьте про фразы: «Что ж ты такой недалекий», «Ну, видимо, это наследственное», «Английский не для тебя». Предложите позаниматься дополнительно, пройдите вместе курс для лучшего произношения или просто начните смотреть иностранные фильмы с оригинальным озвучиванием: обсуждайте, догадывайтесь, общайтесь на английском. Весело и результативно.

Поощрять самостоятельность.

С самого малого возраста необходимо давать возможность ребенку выбирать самому, что он наденет, куда пойдет гулять, с кем будет общаться и так далее. Сначала выбор может быть ограничен парой вариантов. «Какую машинку возьмешь на улицу: синюю или красную?» Чем старше ребенок, тем шире будут рамки выбора. «Где бы ты хотел заниматься дополнительно? Давай рассмотрим разные варианты, а ты решишь». 

Так ребенок приучается принимать решения и нести за них ответственность, накапливает опыт и становится самостоятельным и уверенным в своих действиях.

Отмечать успехи и благодарить.

Родители — перфекционисты обычно очень отравляют жизнь своим детям. «Получила пять по биологии? Ну еще бы ты на четыре ответила! Ты бы по русскому языку так отвечала!». Когда нет шансов дотянуться до идеала, руки опускаются: «Все равно у меня не получится ничего, зачем начинать». 

Гораздо эффективнее работает похвала. Сын навел порядок в комнате? «Как хорошо у тебя тут стало! Как ты ловко и быстро справился, молодец!». Ну и что, что пришлось раз двадцать перед этим напомнить. Промолчите о том. Сместите акцент на похвалу и захочется получить ее снова и снова.

Быть объективными оценках.

«Ты самая красивая!», «Ты самый сильный!», — из таких фраз вырастает высокомерие, а после и разочарование при встрече с еще несколькими такими же. 

Будьте правдивы и объективны, отмечайте то, что есть, конкретные детали, действия, достижения, чтобы выстроить прочный фундамент самооценки и уверенности в себе.

Не сравнивать с другими.

Почему нужно быть похожей на какую-то другую девочку. Ну и что, что она учится лучше. Результат: неприязнь к девочке, обида на родителей, которым чужая девочка кажется лучше, нежелание что-либо менять из-за протеста. 

В любом возрасте сравнение для мотивации допустимо лишь с самим собой: «Раньше ты читал больше и диктанты писал лучше, почему бы тебе снова не взяться за чтение?».

Делиться своими проблемами.

И родители не совершенны, все могут допускать ошибки. Но проблемы можно решить, выход есть всегда. Подобные откровенные разговоры помогут научиться проще относиться к неудачам и преодолевать трудности, опираясь на опыт родителей.

 

Не ругать за ошибки.

Не допускает ошибок лишь тот, кто бездействует. А потому родителям стоит поддерживать ребенка, он и без того огорчен неудачей. Взрослым стоит подсказать, помочь проанализировать ситуацию, найти причину и сделать вывод. Так ребенок не будет бояться начинать что-то, развиваться. Поддержка близких помогает быть увереннее в себе.

 

Доверять только посильные дела.

Старший не уследил за младшим? «Безобразие! Как ты мог?». Действительно, как, если старшему самому только пять... Поручения должны быть соизмеримы с возрастом, возможностями. В противном случае неудача предсказуема, а череда таких оплошностей прочно закрепляет ярлык неумехи и здорово влияет на самооценку. 

Вообще, поручения давать нужно, и благодарить за их выполнение тоже. Это говорит ребенку о том, что родители верят, что он справится, нуждаются в нем и рады его помощи.

Уделять время и внимание ребенку.

Это необходимо для передачи опыта, для выявления потребностей, для оказания своевременной помощи. В целом, все предыдущие советы сложно реализовать без этого. Ребенок, растущий в любви, в понимании своей нужности, имея багаж разнообразного опыта от совместного времяпрепровождения, чувствует себя уверенно и непринужденно в большинстве ситуаций.


Упражнения и игры для повышения уверенности в себе

Ты - солнышко!

Предложите ребенку поиграть: нарисовать солнышко и около каждого лучика подписать какие-то качества, которые вы цените друг в друге. Лучиков может быть очень много, как и достоинств: ты сообразительный, ты умеешь красиво петь, ты готовишь вкусный салат, у тебя мягкие волосы, которые приятно трогать и так далее. Упражнение направлено на повышение самооценки.

Вариант - ребенок сам рисует свое солнышко, то есть описывает свои достоинства. А родители могут помогать и дополнять.

Дерево достижений

Оформите на видном месте дерево. К примеру, его можно нарисовать на большом листе бумаги или вырезать из картона. Заготовьте вместе плоды из бумаги или цветы. Каждый раз, как только будут появляться поводы для гордости, на заготовках нужно будет написать о достижении и торжественно приклеить цветок или плод на дерево.

Не нужно ждать глобальных побед и успехов, достаточно хорошо выполненного поручения или освоения чего-то нового.

Я могу!

Для игры удобно воспользоваться мячиком. Родитель бросает или перекатывает мяч ребенку, начиная предложение: “Я могу…”. Ребенок ловит мяч и заканчивает фазу. Предложение может начинаться со слов: “Я научился…”, “Я сумел…”, “Я знаю, как…” и подобных.  

Такое упражнение поможет ребенку увидеть свои сильные стороны, поверить в себя.

Дневник “От идеи до воплощения”

Заведите красивый блокнот или тетрадь, куда предложите ребенку записывать какие-то желания и замыслы. Возможно, они будут довольно простыми или же совершенно непривычными для привычного образа жизни.

Не откладывайте воплощение в долгий ящик, а берите и делайте. Погулять по новому парку или попрыгать на больших батутах, принять участие в велопробеге или научится кататься на коньках - начав эту игру, сложно остановиться. Главное, что каждое новое воплощение желаний и замыслов усиливает веру в себя, дарит новые эмоции, расширяет кругозор. Все это непременно пойдет на пользу и поможет стать увереннее.

Отмечайте, что уже сделано, дополняйте фотографиями, картинками или записями эмоций. 

Ребенок любого возраста -это уже личность, со своими интересами, потребностями, характером. Принимать его такого, какой он есть, любить, быть с ним не рядом, а вместе - это уже весомый вклад родителей в самооценку. Счастливые дети счастливых родителей - вот кто точно идет уверенно по жизни! 

свернуть

Как уберечь детей от насилия – рекомендации для родителей.

развернуть

Действия родителей по предупреждению преступлений в отношении несовершеннолетних детей:

  • Располагать информацией о местонахождении ребенка в течение дня;
  • Не разрешать несовершеннолетним находиться без присмотра взрослых позднее 22 часов в зимнее время, и не позднее 23 часов летнее время;
  • Обращать внимание на окружение ребенка, а также контактировать с его друзьями и знакомыми, знать их адреса и телефоны;
  • Планировать и организовывать досуг несовершеннолетних;
  • Провести с детьми разъяснительные беседы на следующие темы:
  1. что необходимо делать, если возник пожар;
  2. безопасность на дороге, в лесу, на воде;
  3. общение с незнакомыми людьми;
  4. нахождение дома без взрослых и т. п.

 

Алгоритм действий родителей в случаях пропажи детей:

  1. При задержке ребенка более часа от назначенного времени возвращения:
  • обзвонить друзей, знакомых, родных, к которым мог пойти ребенок, позвонить классному руководителю;
  • обзвонить близлежащие больницы, справочную «Скорой помощи», органы полиции.
  1. В случае не обнаружения ребенка после выполнения действий п. 1 сделать письменное заявление в органы полиции, по месту проживания.
  2. При обнаружении пропавшего ребенка сообщить в органы полиции об его возвращении и в школу (классному руководителю).

 

Памятка для родителей и педагогов

Помните, что в случае насилия над Вашим ребенком нарушены его права:

  • право на безопасность;
  • право на сохранение своего здоровья (как соматического - физического, так и морально-психологического).

 

Если Вам стало известно о фактах жестокого обращения и насилия над Вашим ребенком: 

  • Поговорите с ребенком, поддержите его;
  • Если есть синяки, ссадины – обратитесь к медицинским работникам (в поликлинику, травмпункт, медицинской сестре образовательного учреждения) для освидетельствования и оказания медицинской помощи;
  • Напишите заявление участковому полицейскому (или инспектору комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав); при обнаружении факта насилия в образовательном учреждении – руководителю образовательного учреждения;
  • Обратитесь за помощью к психологу или психотерапевту.

 

Памятка для родителей, педагогов

Как вести себя, если ребенок рассказывает Вам о насилии

  • Отнеситесь к тому, что рассказал вам ребенок, серьезно.
  • Реагируйте спокойно на его признание и не показывайте, что вас это шокирует или вам это неприятно. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить вас от болезненных переживаний.
  • Успокойте и поддержите ребенка: «Ты правильно сделал, что мне рассказал», «Ты в этом не виноват», «Не ты один попадаешь в такую ситуацию, это случается и с другими детьми».
  • Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, так как для него это может быть единственным способом описать случившееся.
  • Повторите ребенку еще раз, что вы верите тому, что он рассказал.
  • Объясните ему, что вы собираетесь делать дальше. Обещайте ребенку свою поддержку.
  • Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги.
  • После окончания разговора сделайте подробную запись. 

 

Рекомендации для родителей:

Как избежать жестокого обращения с ребенком в собственной семье?

  • Знать о том, что является жестоким обращением с ребенком и особенно о последствиях такого обращения с детьми.
  • Признаться себе, что это происходит в ваших отношениях с ребенком.
  • Понять: почему это происходит? Отчего? («Как меня наказывали в детстве? Как я наказываю?»)
  • Пробовать применять альтернативные методы, применять советы и рекомендации психологов. Решить свои проблемы, если они в основе жестокого обращения с ребенком.

 

Стратегии взаимодействия родителей с детьми

Рекомендации для родителей по взаимодействию с детьми без насилия и агрессии:

  • Не предпринимайте никаких действий, если Вы раздражены. Для начала возьмите себя в руки и успокойтесь. Отстранитесь от ситуации и постарайтесь взглянуть на нее со стороны. Все решения принимайте в спокойном состоянии.
  • Вспомните о своих интересах, уделите себе внимание. Успокоившись и расслабившись сами, Вы станете спокойнее вести себя и со своим ребенком.
  • Будьте с ребенком доброжелательным, но твердым.
  • Будьте последовательны в своих действиях.
  • Предоставляйте ребенку право выбора. Пусть он знает о тех мерах, которые Вы предпримите в ответ на его непослушание, и сделает самостоятельно выбор между своим послушным поведением и возможным наказанием. Применяйте технику Я-сообщения.
  • Позвольте ребенку столкнуться с последствиями своих действий.
  • Дайте ребенку возможность достичь с вами договоренности.
  • Постарайтесь в своей семье не устанавливать слишком много запретов. Но те, которые существуют, нарушать нельзя – ребенок должен быть в этом уверен. В противном случае его ждет наказание.
  • Учитесь правильно критиковать ребенка: порицая, следует дать понять ребенку, что вы критикуете конкретный поступок ребенка, а ваше отношение к нему не меняется.
  • Если Вы чувствуете, что вы не правы – имейте мужество признаться ребенку в этом.

 

Профилактика конфликтов с детьми

Рекомендации для родителей:

  • Не давайте подростку чрезмерных нагрузок, когда у него не остается времени даже для того, чтобы погулять во дворе. Не забывайте - он еще ребенок.
  • Если кто-то жалуется на поведение вашего сына или дочери, не спешите сразу наказывать детей, выясните мотивы их поступков.
  • Выбирайте наказание, адекватное проступку.
  • Не наказывайте ребенка из-за того, что у вас плохое настроение или «для профилактики».
  • Будьте внимательны и справедливы к своим детям, решайте вместе их проблемы, и тогда ваш ребенок вряд ли убежит из дома.
  • Развивайте в ребѐнке уверенность, положительное отношение к себе, принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт.
  • Научите ребѐнка эффективным моделям противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях.
  • Научите подростка не агрессивному и в то же время уверенному отстаиванию своего мнения, умению сказать нет.
  • Оставьте дома, на видном месте информацию о работе телефонов экстренной психологической помощи, «телефона доверия» для детей и подростков

 

«ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ»  (экстренной психологической помощи в Республике Беларусь) 

 

Телефон

Время работы 

«Телефон доверия для детей и подростков»  психологическая помощь детям и их родителям в кризисных ситуациях. 

8 017 263 03 03 

круглосуточно 

Общенациональная детская линия помощи 

8 801 100 16 11 

круглосуточно 

Общенациональная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия 

8 801 100 88 01 

(ежедневно с 08.00 до 20.00) 

Служба экстренной психологической помощи «Телефон доверия» 

8 029 899 04 01  Можно обращаться через мессенджеры Телеграм(Telegram)  Вайбер (Viber)  Ватсап (WhatsApp)  8 029 899 04 01 

круглосуточно 

г. Минск: 

   

для взрослых 

8 017 352 44 44 

круглосуточно 

8 017 304 43 70 

круглосуточно 

 

для детей и подростков 

8 017 263 03 03 

круглосуточно 

 

свернуть