Обоснование целесообразности осуществления инновационного проекта «Внедрение модели конструктивного взаимодействия социальных партнёров в условиях применения медиативных технологий участниками образовательного процесса в Государственном учреждении образования «Краснослободская средняя школа Солигорского района»

Целесообразность и актуальность инновационного проекта обусловлена необходимостью реализации стоящих перед системой образования задач, определенны Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 г. (далее – Программа), таких как духовно-нравственное, поликультурное, экологическое, семейное, правовое, экономическое, трудовое и профессиональное воспитание, воспитание культуры безопасной жизнедеятельности и культуры быта и досуга, профилактика противоправного поведения. А также необходимостью достижения цели Программы, которая заключается в создании условий для формирования разносторонне развитой, нравственно и социально зрелой, творческой личности обучающегося, что обеспечивается комплексом мер и мероприятий самого разного свойства.

Школьная жизнь – это сложный процесс, включающий в себя не только учебные ситуации, но и совершенно разные уровни взаимодействия большого количества людей – субъектов образовательных отношений: родителей, педагогов, учащихся. В ходе этих отношений не редко возникают конфликтные ситуации. Конфликты и споры между людьми, поиск эффективных способов их разрешения имеют такую же многовековую историю, как и само существование человечества.  Общению с людьми как важнейшей жизненной необходимости нигде не учат, а сами мы учимся искусству общаться пока ещё очень плохо, о чём свидетельствует множество конфликтов в самых разных сферах нашей жизни. Усиление социального расслоения, морально-нравственная и ценностная дезориентация,  усиление миграционных процессов, ослабление коллективных форм жизнедеятельности и роли семьи в социализации личности провоцируют небывалый рост конфликтов в различных сферах жизни общества.

Инновационные медиативные технологии и инструменты, направленные на создание конструктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса, включая законных представителей, могут дополнить и повысить эффективность имеющегося инструментария достижения определенных перед системой образования Беларуси целей и задач. В связи с чем, возникает потребность в специалистах, способных использовать примирительные процедуры или медиацию для урегулирования конфликтов и споров.

Стремительно меняющийся мир и его различные кризисные проявления последнего исторического периода требуют необходимости корректировки сложившихся государственных, общественных, семейных и педагогических подходов к исполнению задач воспитания и образования детей и молодежи. В науке и практике различных государств существенно расширены и усовершенствованы инновационные коммуникационные и конфликтологические технологии и инструменты. Особенно актуальными являются технологии мирного и дружественного взаимодействия, в том числе основанные на переговорных и посреднических (медиативных) подходах, которые активно развиваются, включая разнообразные сферы общественных отношений и законодательство.

Улучшение с помощью медиации и медиативно-восстановительного подхода  (включая противодействие буллингу) качества оказания социально-педагогической поддержки, психологической и юридической помощи обучающимся, направленной на предоставление ему возможности осознать и загладить причиненный вред, служит снижению общего количества и остроты конфликтов, в которые вовлекаются обучающиеся, тяжести правонарушений, в том числе повторных, и их последствий для окружающих и общества в целом, а также способствует социализации несовершеннолетнего, совершившего правонарушение, которое не отождествляет его с совершенным проступком, позволяя избежать стигматизации.

Позитивное влияние на обеспечение защиты прав и интересов обучающихся имеет формирование у специалистов дополнительных медиативных компетенций, направленных на оказание доступной и действенной медиативной помощи участникам образовательного процесса и семье как важнейшему институту, определяющему развитие личности.

Для обеспечения дружественной и поддерживающей среды в учреждениях образования, способствующей формированию психически, физически и нравственно здоровой личности обучающихся, создания благоприятных и безопасных условий полноценного развития и социализации обучающихся, вовлекаемых в различного рода конфликты (в том числе связанные с нарушением закона), в образовательной среде и семье, важным является своевременное реагирование на возникающие разногласия и межличностные конфликты на начальных стадиях, не допуская эскалации и перехода их в противоправное русло. Этому служит комплексная профилактическая работа по предупреждению асоциальных проявлений и деструктивных отношений, правонарушений в образовательной среде.

Выбор и актуальность темы инновационного проекта обусловлены наличием противоречий между  социальным заказом общества на воспитание нравственно зрелой личности и условиями воспитательной и социальной среды, которые не всегда благоприятствуют ее формированию и несовершенство координации взаимодейсвия  субъектов профилактики, учреждения образования и семьи; необходимостью создания безопасной, бесконфликтной среды в семье, учреждениях образования, социуме и недостаточным использованием в этом процессе инновационных форм и методов; необходимостью обеспечения безопасности и законопослушного поведения несовершеннолетних, их социальной адаптации, а так же  повышения уровня правосознания обучающихся и их законных представителей, и недостаточной разработанностью методического инструментария в системе конструктивного и слаженного взаимодействия учреждений образования, социальных институтов, общественных объединений; потребностью педагогической практики в научном осмыслении процессов формирования кофликтологической компетентности, повышения адаптивности всех участников образовательных отношений к изменяющимся условиям социальной и образовательной среды  в условиях учреждений образования и недостаточностью научных исследований, раскрывающих теоретические и методические основы создания комплексной системы действенных предупредительных мер и минимизации конфликтности между участниками образовательного процесса, приобщения их к мирному ведению переговоров и конструктивным способам разрешения конфликта; возможностью использования цифровых технологий в процессе воспитания, способствующих расширению коммуникационных возможностей, и низким уровнем навыков «живой» коммуникации и владения инструментами медиации у участников образовательного процесса на всех уровнях, включая международное общение.

Преодоление названных противоречий, актуальность и недостаточная теоретико-практическая разработанность данной проблемы определили выбор темы проекта: «Внедрение модели конструктивного взаимодействия социальных партнёров в условиях применения медиативных технологий участниками образовательного процесса».

В   Государственном учреждении образования  «Краснослободская средняя школа Солигорского района» существует потребность во внедрении и адаптации комплекса мероприятий в рамках модели конструктивного взаимодействия социальных партнёров в условиях применения медиативных технологий участниками образовательного процесса.

В учреждении образования обучается 545 учащихся. Среди них порядка 50 участников волонтерской деятельности. В школьной службе медиации 10 учащихся. Обучены медиативным технологиям 2 педагога. Педагог-психолог  Шкурко Г.В. прошла обучение  в  учебно-практическом  учреждении «Центр «Медиация и право» по программам «Медиация. Базовый курс» и  «Медиация. Углубленный  курс» и в апреле 2021 получила  свидетельство медиатора Министерства юстиции Республики Беларусь № 970. В  марте 2023 года учащаяся 8 класса Королик Милана была участником профильного отряда «Медиация» ДОЛ «Зубренок».     В ходе проекта планируется увеличение количества обученных учащихся, педагогов и родителей.

Педагогическим работникам учреждения образования необходимо  создать организационно-педагогические, практические, методические условия для создания комплексной системы действенных предупредительных мер и минимизации конфликтности между участниками образовательного процесса на основе социального партнерства.

Цель инновационной деятельности – комплексное внедрение медиативных технологий в образовательную деятельность в целях создания модели конструктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса и заинтересованных партнерских организаций, координированного организационно-методического и психолого-педагогического воздействия на обучающегося со стороны педагогических работников и законных представителей в процессе осуществления образовательного процесса и непрерывного воспитания. 

 

В соответствии с целью поставлены следующие задачи инновационной деятельности:

  • проанализировать нормативные правовые документы, методическую, психолого-педагогическую литературу по вопросам деятельности внедрения медиативных технологий в образовательный процесс, эффективный опыт организационно-методического обеспечения деятельности по созданию комплексной системы действенных предупредительных мер и минимизации конфликтности между участниками образовательного процесса;
  • разработать комплексную модель конструктивного взаимодействия социальных партнёров в условиях взаимодействия учреждений образования, законных представителей и партнерских организаций, основанную на применении разнообразных медиативных технологий в качестве инновационного инструментария педагогического воспитания и ведения образовательного процесса и определить механизм ее внедрения;
  • внедрить, апробировать и усовершенствовать с учетом специфики учреждения образования инновационную модель, объединив усилия педагогических работников, законных представителей, заинтересованных партнерских организаций по конструктивному воздействию на обучающихся, обеспечению непрерывного воспитания детей и молодежи;
  • инкорпорировать существующие службы школьной медиации в инновационную модель и структуру организационно-педагогических, методических и практических условий, созданных в учреждениях образования;
  • создать организационно-педагогические, методические и практические условия для обеспечения в учреждениях образования конфликтологической, психологической безопасности и повышения адаптивности всех участников образовательных отношений к изменяющимся условиям социальной и образовательной среды посредством внедрения инновационной модели;
  • активизировать практику сотрудничества и социального партнерства, в том числе международного дружественного взаимодействия, посредством взаимообмена опытом внедрения медиативных технологий в образовательный процесс, взаимопомощи в создании бесконфликтной и безопасной среды в учреждении образования и социуме;
  • создать сеть партнерских организаций, объединяющую организации, оказывающие образовательную, социальную, медиативную, психологическую, и иную поддержку участникам образовательных отношений по созданию бесконфликтной и безопасной среды взаимодействия;
  • изучить, оценить, обобщить результаты работы участников инновационной деятельности и обеспечить распространение опыта участников инновационного проекта в системе образования республики;
  • разработать методические рекомендации и материалы по эффективному внедрению инновационной модели в образовательную практику

.

Новизна инновационного проекта заключается:

  • в апробации и внедрении модели конструктивного взаимодействия социальных партнёров в условиях применения медиативных технологий участниками образовательного процесса;
  • в создании комплексной системы действенных предупредительных мер и минимизации конфликтности между участниками образовательного процесса посредством внедрения инновационных медиативно-восстановительных способов, механизмов и инструментов разрешения и предупреждения конфликтов в учреждениях образования, освоения специальных компетенций специалистами при работе с конфликтами и правонарушениями, в том числе в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния;
  • в создании дополнительных условий повышения эффективности организационно-практического, научно-методического обеспечения и деятельности учреждений образования, уровня профессиональной компетентности педагогических кадров и руководящих работников учреждений образования, партнерских организаций, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей и молодежи и оказания социально-педагогической и медиативной помощи;
  • разработке и внедрении активных, интерактивных, коллективных, творческих, проектных и игровых форм и методов, подхода «равный обучает равного» в процесс профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетних, а также профориентации обучающихся с целью выработки практических навыков решения проблем и повышения их адаптивности к изменяющимся условиям социальной и образовательной среды;
  • разработке методических рекомендаций и материалов по внедрению модели и инновационного педагогического опыта деятельности, выработке научно-методических подходов по повышению адаптивности всех участников образовательных отношений к изменяющимся условиям социальной и образовательной среды, а также навыков сотрудничества при организации международного взаимодействия в рамках  оказания оперативной и качественной медиативной помощи не только обучающимся, совершившим правонарушения, но и в отношении которых такое правонарушение совершено, их семьям  на уровне региона, республики.