Программа инновационной деятельности

Этапы

Сроки

Основные направления

Подготови-тельный

 

(пройден  вне проекта)

январь 2022-август 2022

Организационно-управленческое обеспечение

1.Формирование коллективного субъекта управления инновационной деятельностью:

‒определение направления инновационной деятельности на основе проблемного анализа;

‒формирование инновационной команды;

‒разработка идеологии и стратегии деятельности педагогического коллектива в условиях реализации инновации.

2.Внесение корректив в программу развития учреждения образования, фиксирующих план реализации инновации.

3.Оформление документов (локальных нормативных актов) для получения статуса – учреждение образования, реализующее инновационный проект, и организации инновационной деятельности.

4. Разработка системы стимулирования и материального поощрения педагогов, участников инновационной деятельности.

Информационно-аналитическое обеспечение

1.Анализ педагогической деятельности учреждения образования (за 3 года) и выявление проблем реализации образовательного процесса.

2.Популяризация инновационной идеи в рамках информационного поля учреждения образования.

3.Составление и представление аннотированных списков научной и научно-методической литературы по теме проекта.

Организационное и научно-методическое обеспечение

1.Консультационная помощь педагогическому коллективу в выборе инновационной идеи для разрешения вывяленных проблем.

2.Разработка совместно с консультантом инновационной модели, технологии и программы ее реализации.

3.Выявление рисков реализации инновационного проекта, определение мер по их предотвращению.

Работа с педагогами

1.Обсуждение и принятие педагогическим коллективом идеи необходимых и целенаправленных нововведений в деятельность учреждения образования.

2.Осмысление теории и практики предстоящей инновационной деятельности.

3.Обсуждение рисков реализации инновационного проекта и путей их предотвращения.

Психолого-педагогическое сопровождение

1.Диагностика педагогического коллектива на предмет:

‒выявления готовности к реализации инновационного проекта,

‒наличия и преодоления барьеров инновационной деятельности.

Планируемые результаты

1.Инновационный проект как пакет документации;

как стратегия и тактика инновационной деятельности учреждения образования.

2.Мотивационная и когнитивная готовность инновационной команды и педагогического коллектива  в целом к реализации проекта в учреждении образования.

Рефлексивно-диагности-ческий

 

(пройден  вне проекта)

сентябрь 2022-январь 2023

Организационно-управленческое обеспечение

1.Формирование локальной нормативной базы, регламентирующей инновационную деятельность в учреждении образования.

2. Корректировка и реализация программы и плана мониторинговых мероприятий в рамках проекта.

3. Формирование локальных методических подструктур (школа молодого учителя, школа повышения педагогического мастерства, школа эффективного педагогического опыта; проблемные и творческие группы; постоянно действующий семинар).

4.Организация инновационно-экспертной творческой группы учреждения образования.

Информационно-аналитическое обеспечение

1.Создание информационно-насыщенной среды:

‒оптимизация информационных потоков, отражающих ход и содержание инновационной деятельности в рамках проекта;

‒создание информационно-аналитического пространства, обеспечивающего трансляцию образцов педагогического опыта.

2. Обеспечение сетевого взаимодействия субъектов инновационной деятельности с целью кооперации в области формирования педагогического опыта.

Организационное и научно-методическое обеспечение

1.Консультационная помощь в определении тем педагогических исследований в рамках проекта (на основе данных диагностики и самодиагностики).

2.Участие в семинарах, круглых столах и других мероприятиях, направленных на популяризацию и продвижение идей медиации в образовательном процессе, социуме.

 3.Организация и проведение методических мероприятий, направленных на ознакомление субъектов образовательных отношений и внедрение медиативных технологий в процесс воспитания учащихся в учреждении образования, семье и социуме.

4. Участие в конференциях, форумах, обучающих семинарах, фестивалях, вебинарах, телемостах и других мероприятиях на региональном, республиканском и международном уровнях

Работа с педагогами

1.Входная самодиагностика:

‒рефлексивных, исследовательских, проектировочных умений;

‒уровня педагогической деятельности;

‒уровня педагогического опыта.

2.Освоение:

‒ цикла рефлексивной деятельности;

‒технологии рефлексивного анализа педагогической деятельности.

3. Организация постоянно действующего семинара «Рефлексивные навыки педагогов как средство формирования эффективного опыта профессиональной деятельности».

4. Организация тренингов «Определение затруднений в профессиональной деятельности педагогов».

5. Повышение квалификации педагогов учреждения образования по теме внедрения медиативных технологий в образовательный процесс, организации бесконфликтной и безопасной среды в учреждении образования.

6. Повышение уровня конфликтологической компетентности педагогов  посредством участия в обучающих и методических мероприятиях различного уровня

Психолого-педагогическое сопровождение

1.Определение диагностических методик, необходимых для выявления уровня сформированности рефлексивной компетентности субъектов инновационной деятельности.

2. Осуществление входной диагностики.

Планируемые результаты

1.Выявлен уровень сформированности рефлексивных, исследовательских, проектировочных умений; уровень педагогической деятельности;

уровень педагогического опыта.

2. Выявлены проблемные поля в индивидуальной профессиональной деятельности педагогов.

3. Организовано обучение педагогов в рамках проекта и на основе диагностики.

Практический

cентябрь 2023-декабрь 2024

Организационно-управленческое обеспечение

1. Организация деятельности инновационно-экспертной творческой группы учреждения образования по направлениям:

‒ экспертная оценка материалов инновационной деятельности, предоставляемых в рамках круглых столов;

‒ экспертная оценка материалов педагогического опыта, рекомендуемых для печати, для участия в конкурсах методических разработок, семинарах, конференциях и т.д.;

‒утверждение тем индивидуальных педагогических исследований в рамках инновационного проекта;

‒ составление и анализ промежуточных отчетов о результатах инновационной деятельности участников инновационной деятельности школы.

2.Проведение круглых столов «Презентация образцов эффективного педагогического опыта».

3. Создание условий для повышения квалификации педагогов в области осуществления инновационной деятельности:

‒внутри УО (инструктивно-методическое совещание «Возможности медиации для решения конфликтов в рамках учебного заведения»  (сентябрь 2023), семинар-практикум «Школьная медиация как альтернативный способ выхода из конфликтных ситуаций» (январь 2024);

‒вне УО (МГИРО, АПО и др.)

4. Создание условий для реализации педагогических инициатив.

5. Создание страницы по инновационной деятельности на сайте учреждения образования, в социальных сетях, мессенджерах

6. Освещение инновационной деятельности в средствах массовой информации

7.Обеспечение возможности получение онлайн-консультаций по теме инновационной деятельности посредством использования сайта учреждения образования,  социальных сетей, мессенджеров

8.Размещение информации об адресах помощи  в кризисных ситуациях:  региональных школьных службах медиации, социальных партнерах, оказывающих медиативные услуги участниками образовательных отношений и обеспечение возможности ее получения

Информационно-аналитическое обеспечение

1. Участие в онлайн-конференциях, вебинарах, форумах и др.

2. Поддержка сетевого взаимодействия субъектов инновационной деятельности, основанного на принципах сотрудничества, сотворчества, конструктивного разрешения проблем профессиональной деятельности, и направленного на формирование эффективного педагогического опыта.

3. Организация деятельности ресурсного центра по направлению

4. Внедрение медиативных технологий в процесс реализации основных направлений воспитательной и профилактической  работы, в том числе в работу с законными представителями учащихся.

5. Создание и организация деятельности волонтерских групп из школьников-медиаторов для участия в реализации программ индивидуальной профилактической работы

6. Внедрение медиативных технологий в работу совета учреждения  образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

7. Организация тематических медиативных смен в школьном оздоровительном лагере (январь 2024) и направление учащихся учреждения образования в детские оздоровительные загородные лагеря для участия в медиативных сменах.

8. Обсуждение вопросов применения медиативных технологий в процессе обучения и воспитания учащихся, внедрения инновационных подходов в работу с семьей

9. Включение родительской общественности в инновационную деятельность. Родительский лекторий   «Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтов в школе» (октябрь 2023)

10. Изучение деятельности государственных и общественных организаций, поиск социальных партнеров и организация сотрудничества в рамках инновационной деятельности

11.Проведение педагогического совета по теме инновационного проекта

12.Изучение запросов семьи на участие в медиативных сменах для их детей (январь 2024)

13. Организация деятельности объединения по интересам медитативной направленности

Организационное и научно-методическое обеспечение

1. Консультационная помощь по вопросу организации и проведения постоянно действующего семинара, учебных деловых игр, программы работы творческих и проблемных групп.

2. Организация консультирования по вопросу определения программы и плана реализации индивидуальных педагогических исследований в рамках инновационного проекта.

3. Организация и проведение методологического семинара «Внедрение организационно-методических и психолого-педагогических условий формирования конфликтологической компетентности субъектов образовательных отношений на основе функционирования  пункта школьной медиации»

4. Организация и проведение методологического семинара «Теоретические основы внедрения модели организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра «Ресурсный центр медиации».

5. Семинар-практикум «Алгоритм проведения примирительных встреч».

6. Проведение медиативных сессий в рамках родительских собраний, университетов, деятельности клубов и трансляция позитивного опыта.

7. Участия школьной службы медиации в реализации программ индивидуальной профилактической работы, в решении возникающих конфликтных ситуаций в детской и подростковой среде школьных коллективов

8. Включение в совет учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних педагогов-медиаторов, учащихся-медиаторов.

9. Проведение тематических медиативных смен в школьном оздоровительном лагере

10. Организация участия обучающихся учреждения образования в медиативных сменах, проводимых  в детских оздоровительных лагерях, центрах, привлечение родительской общественности к участию в них.

11. Включение родительской общественности в инновационную деятельность, обучение родителей медиативным техникам, привлечении их к участию в проводимых мероприятиях на региональном, республиканском и международном уровнях.

12. Подготовка команд и участие в ежегодном Минском волонтерском фестивале школьников и учащихся  «Nашеsтвие», республиканском фестивале медиации школьников и студентов.

Работа с педагогами

1. Организация постоянно действующего семинара «Рефлексивные навыки педагогов как средство формирования эффективного опыта профессиональной деятельности» по следующим направлениям:

‒эффективный педагогический опыт как результат непрерывного личностно-профессионального развития и образования педагога;

‒моделирование педагогического опыта (построение эмпирической и нормативной; проблемной и прогностической);

‒ освоение технологии оформления педагогического опыта;

‒разработка механизмов трансляции педагогического опыта;

‒проектирование педагогического опыта;

‒эффективный педагогический опыт как условия успешной аттестации педагогических кадров;

‒рефлексивность педагога как условие рефлексивности ученика.

2. Проведение индивидуального педагогического исследования в рамках инновационного проекта и в соответствии с выявленным проблемным полем профессиональной деятельности.

3. Индивидуальная работа учителей по оформлению педагогического опыта.

4. Рассмотрение вопросов применения медиативных технологий в процессе обучения и воспитания учащихся, внедрения инновационных подходов в работу с семьей в рамках методических объединений педагогов, педагогических советов, родительских собраний и других мероприятий, а также в рамках осуществления контроля и самоконтроля.

5. Создание банка данных региональных школьных служб медиации, социальных партнеров, оказывающих медиативные услуги участниками образовательных отношений.

Психолого-педагогическое сопровождение

1. Осуществление промежуточной диагностики в соответствии с критериями инновационного проекта.

2. Оказание консультативной помощи педагогам по вопросам самодиагностики.

3. Просветительская работа в области повышения эффективной педагогической деятельности в рамках проекта.

4. Индивидуальное консультирование педагогов, участников инновационной деятельности, по психолого-педагогическим вопросам в рамках проекта.

5. Содействие созданию психологически комфортной атмосферы взаимодействия участников инновационного проекта, основанной на принципах сотрудничества, сотворчества, конструктивного разрешения проблем профессиональной деятельности (психологические тренинги).

Планируемые результаты

1. Определенный уровень сформированности (более высокий) у педагогов, участников инновационной деятельности: ‒рефлексивных, исследовательских, проектировочных умений и навыков;

‒ уровень педагогической деятельности;

‒уровень педагогического опыта.

2.Программа и план, промежуточные итоги реализации индивидуальных педагогических исследований участников инновационной деятельности.

3. Оформленный индивидуальный педагогический опыт учителей, участников инновационной деятельности.

4. Апробированные на практике механизмы представления, трансляции, популяризации образцов эффективного педагогического опыта (мероприятия, кейсы, публикации, сборники, дидактические разработки, сайты, блоги и др.).

5. Банк образцов эффективного педагогического опыта школы.

6. Справка о промежуточных результатах реализации инновационного проекта.

Обобщающий

январь 2025 – август 2025

Организационно-управленческое обеспечение

1. Организация деятельности инновационно-экспертной творческой группы учреждения образования по направлениям:

‒анализ, экспертная оценка полученных результатов инновационной деятельности в соответствии с критериями проекта;

‒составление и анализ итоговых  отчетов о результатах инновационной деятельности участников инновационной деятельности и УО;

‒презентация, содействие распространению образцов эффективного педагогического опыта (выставки, электронные материалы, открытые заседания творческих групп, конференции. фестивали и др.);

‒подготовка методических материалов по внедрению апробированной инновационной модели в образовательную практику;

‒обобщение инновационного опыта УО.

2. Проведение педагогического совета по итогам и распространению инновационного опыта.

3. Организация мероприятий по представлению инновационного опыта:

‒методические декадники;

‒серии открытых мероприятий;

‒семинары, конференции, фестивали  и др.

4. Организация мероприятий по обмену инновационным опытом с УО, работающим по аналогичной инновационной модели.

5. Внесение корректив в Программу развития учреждения образования, изменение модели педагога в соответствии с эффективными результатами инновационной деятельности.

Информационно-аналитическое обеспечение

1.Организация деятельности районного ресурсного центра:

‒информирование педагогической общественности о результатах инновационной деятельности;

‒предоставление информации на сайт УО о результатах реализации проекта;

‒пополнение банка данных эффективных образцов педагогического опыта;

‒трансляция эффективных образцов педагогического опыта как в информационной поле УО, так и региона, республики.

2. Участие в онлайн-конференциях, вебинарах, форумах и др. по результатам инновационной деятельности.

3. Популяризация, рекламные акции, отражающие профессиональные достижения, эффективный педагогический опыт участников инновационной деятельности и УО в целом.

Организационное и научно-методическое обеспечение

1. Консультационная помощь по вопросам:

‒анализа и систематизации материалов по итогам реализации инновационной деятельности;

‒оформления индивидуального педагогического опыта участников инновационной деятельности;

‒систематизации и обобщения материалов индивидуальных педагогических исследований  в рамках проекта;

‒разработки программы презентации и механизмов трансляции образцов эффективного педагогического опыта.

2. Консультационная помощь при подготовке отчетных материалов по итогам реализации инновационного проекта.

3. Проведение районного методологического семинара «Инновационная компетентность как фактор непрерывного профессионального развития и образования педагога в процессе реализации инновационного проекта».

Работа с педагогами

1. Итоговая самодиагностика:

‒рефлексивных, исследовательских, проектировочных умений;

‒уровня педагогической деятельности;

‒уровня педагогического опыта.

2.Анализ и систематизация результатов инновационной деятельности.

3.Оформление и презентация индивидуального опыта педагогической деятельности (по 2-3 проблемам).

4. Анализ и систематизация результатов индивидуальных педагогических исследований в рамках проекта.

5. Разработка и предоставление отчетных материалов по результатам инновационной деятельности.

6. Организация и проведение мероприятий по презентации образцов эффективного педагогического опыта:

‒выставки методических материалов, электронных разработок, пособий, статей, дидактических сборников и др.;

‒проведение серии открытых мероприятий, отражающих эффективный опыт индивидуальной профессиональной деятельности;

‒подготовка и проведение мастер-классов, открытых заседаний творческих групп, педагогических студий, клубов и др.

Психолого-педагогическое сопровождение

1.Осуществление итоговой диагностики в соответствии с критериями инновационного проекта.

2. Проведение психологических тренингов, направленных на формирование микроклимата, ориентированного на обмен инновационным опытом и сотрудничество.

3. Консультационная помощь по вопросам продолжения личностно-профессионального развития педагогов, завершивших реализацию инновационного проекта.

Планируемые результаты

1.Выявлен итоговый уровень сформированности рефлексивных, исследовательских, проектировочных умений; уровень педагогической деятельности;

уровень педагогического опыта.

2. Определена динамика диагностических показателей и мера их соответствия критериям и показателям проекта.

3. Оформленный индивидуальный педагогический опыт (по 2-3 проблемам) участников инновационной деятельности.

4.Сборники образцов эффективного педагогического опыта УО.

5. Справка об итоговых результатах реализации инновационного проекта.

6. Методические материалы по внедрению апробированной инновационной модели в образовательную практику.

7. Банк образцов эффективного педагогического опыта УО.