Инновационный проект
«Внедрение модели конструктивного взаимодействия социальных партнёров в условиях применения медиативных технологий участниками образовательного процесса»
Информационная характеристика проекта
- Название проекта:
Внедрение модели конструктивного взаимодействия социальных партнеров в условиях применения медиативных технологий участниками образовательного процесса
- Разработчики проекта:
Ивашкевич Галина Алексеевна, директор ГУО «Краснослободская средняя школа Солигорского района»
Коледа Наталья Евгеньевна, заместитель директора по воспитательной работе ГУО «Краснослободская средняя школа Солигорского района»
Шкурко Галина Васильевна, педагог-психолог ГУО «Краснослободская средняя школа Солигорского района»
- Научное сопровождение проекта:
Бельская Ирина Александровна, кандидат юр.наук, доцент кафедры международного частного права факультета международных отношений учреждения образования «Белорусский государственный университет», медиатор
Карпушева Н.М., начальник управления идеологической и воспитательной работы, магистр педагогических наук, доцент кафедры философии и гуманитарных проблем образования государственного учреждения образования «Минский городской институт развития образования», медиатор
Захожая Нина Николаевна, начальник центра идеологической, воспитательной и социальной работы, доцент кафедры философии и гуманитарных проблем образования государственного учреждения образования «Минский городской институт развития образования»
Сроки проведения инновационной деятельности:
2023 – 2025 годы
Цель инновационной деятельности – комплексное внедрение медиативных технологий в образовательную деятельность в целях создания модели конструктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса и заинтересованных партнерских организаций, координированного организационно-методического и психолого-педагогического воздействия на обучающегося со стороны педагогических работников и законных представителей в процессе осуществления образовательного процесса и непрерывного воспитания.
Задачи инновационной деятельности:
- На основании проведенной инновационной деятельности по вопросам создания конфликтологической и медиативной компетенции педагогических работников, использования возможностей медиации в сфере образования, разработать комплексную модель конструктивного взаимодействия социальных партнёров в условиях применения медиативных технологий учреждений образования, законных представителей и партнерских организаций, основанную на применении разнообразных медиативных технологий в качестве метода педагогического воспитания и ведения образовательного процесса.
- Внедрить в практику воспитательной работы учреждений образования модель конструктивного и координированного взаимодействия педагогических работников, законных представителей, заинтересованных партнерских организаций, объединив их усилия по конструктивному воздействию на обучающихся, обеспечению непрерывного воспитания детей и молодежи.
- Создать организационно-педагогические, методические и практические условия для обеспечения в учреждениях образования конфликтологической, психологической безопасности и повышения адаптивности всех участников образовательных отношений к изменяющимся условиям социальной и образовательной среды посредством внедрения комплексной модели конструктивного взаимодействия социальных партнёров в условиях применения медиативных технологий.
- Активизировать практику сотрудничества и социального партнерства, в том числе международного дружественного взаимодействия, посредством взаимообмена опытом внедрения медиативных технологий в образовательный процесс, взаимопомощи в создании бесконфликтной и безопасной среды в учреждении образования и социуме.
- Создать сеть партнерских организаций, объединяющую организации, оказывающие образовательную, социальную, медиативную, психологическую, и иную поддержку участникам образовательных отношений по созданию бесконфликтной и безопасной среды взаимодействия.
- Инкорпорировать существующие службы школьной медиации в инновационную модель конструктивного взаимодействия социальных партнёров в условиях применения медиативных технологий и структуру организационно-методических и психолого-педагогических условий, созданных в учреждениях образования.
- Изучить, оценить и обобщить результаты инновационной деятельности.
- Обеспечить распространение опыта участников инновационного проекта в системе образования республики.
- Разработать методические рекомендации по внедрению модели конструктивного взаимодействия социальных партнёров в условиях применения медиативных технологий участниками образовательного процесса.
Основные направления и методы работы в рамках инновационной модели:
- Организационно-методическая работа:
- подготовка и проведение научно-практических конференций, семинаров, конкурсов, мастер-классов, круглых столов, практикумов, вебинаров, иных мероприятий по вопросам внедрения медиативных технологий в образовательный процесс; содействия функционированию сети методических объединений педагогических работников;
- участие в разработке программ, учебно-программной документации в сфере школьной медиации, создания безопасной и бесконфликтной среды в учреждении образования;
- организация методических консультаций по структуре и содержанию внедряемой инновационной модели.
- Научно-методическая работа:
- проведение научно-исследовательской работы по созданию механизмов и инструментов программ медиации, разрешения и предупреждения конфликтов, адаптации медиативных технологий в образовательном процессе учреждений образования;
- подготовка и экспертиза работ учащихся и педагогов, участие социальных и педагогических проектов для участия в вебинарах, фестивалях, конференциях и др. мероприятиях по направлениям инновационной деятельности;
- организация научно-исследовательской, проектной, творческой, интеллектуальной деятельности учащихся в рамках международного взаимодействия по повышения адаптивности всех участников образовательных отношений к изменяющимся условиям социальной и образовательной среды, внедрения инновационных медиативно-восстановительных способов, механизмов и инструментов разрешения и предупреждения конфликтов;
- Информационно-методическая работа:
- формирование банка данных эффективного педагогического опыта работы в сфере формирования медиативной компетентности субъектов образовательных отношений;
- изучение и распространение эффективного педагогического опыта работы и достижений в сфере формирования медиативной компетентности субъектов образовательных отношений;
- разработка и внедрение инновационных образовательных технологий в сфере формирования медиативной компетентности субъектов образовательных отношений;
- формирование медиатеки в сфере формирования медиативной компетентности субъектов образовательных отношений;
- организация и осуществление международного взаимодействия на уровне учащихся и педагогов
- создание сети ресурсных центров и трансляция опыта взаимодействия с социальными партнерами, в том числе сетевое, по вопросам внедрения медиативных технологий в процесс воспитания подрастающего поколения.
В рамках обозначенных направлений будут организованы мероприятия по внедрению инновационной модели развитию медиации в системе образования с учетом уже имеющегося опыта и накопления нового, направленные на создание партнерской сети организаций по сотрудничеству, включая семейный и международный аспекты.
Модель конструктивного взаимодействия социальных партнёров
в условиях применения медиативных технологий
Критерии и показатели, согласно которым будет оцениваться эффективность инновационной деятельности
Критерии |
Показатели критериев |
Качественные измерители/компонент |
1.Конфликтологическая компетентность учащихся, педагогов, родителей, администрации |
-когнитивный компонент; -аффективный компонент; -поведенческий компонент.
|
Анкетирование, тестирование коммуникативных способностей и навыков; методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной), анализ конкретных конфликтных ситуаций (по схеме анализа конфликта), тест «Уровень конфликтности личности», тест «Самооценка конфликтности». |
2.Практическая готовность к осуществлению примирения в качестве посредника участников школьной службы медиации и разрешения конфликтов. |
Наличие практических знаний и умений, необходимых для осуществления примирения в качестве посредника и проведения медиации |
Моделирование учебной медиации, шкала оценки компетенций медиатора. |
3. Мотивационно-ценностная готовность к конструктивному разрешению конфликтов. |
Толерантность, эмпатия, стремление к диалогу, ценностные ориентации. |
Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В. В. Бойко), методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко. |
4. Овладение правовыми знаниями |
Уровень правовой осведомленности участников образовательной среды об альтернативных способах разрешения споров и конфликтов |
Анкетирование, тестирование, опросник правовой грамотности. |
5.Социально-психологическая компетентность учителей |
Стили взаимодействия, стиль разрешения конфликтов, локус контроля. |
Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной). |
6. Психологическая безопасность образовательной среды |
Взаимоотношения с учителями, взаимоотношения с учениками, возможность высказать свою точку зрения, сохранение личного достоинства, возможность обратиться за помощью, возможность проявлять инициативу, уважительное отношение. |
Методика «Психологическая безопасность образовательной среды школы». |
7.Степень удовлетворенности деятельностью школьной службы медиации и примирения. |
- учителей - родителей - учащихся - администрации |
Создание банка данных на основе мониторинга, разработка опросника оценки удовлетворенности деятельностью. |
8. Качество и эффективность деятельности школьных служб медиации и примирения.
|
Планирование деятельности. Мониторинг качества и эффективности деятельности. |
Данные анкетирования, статистика разрешения школьных конфликтов с помощью альтернативных методов (качественный и количественный анализ). |
9. Повышение уровня владения инструментами медиации |
Повышение медиативных компетенций участников образовательных отношений. Организация сотрудничества и взаимодействия |
Данные о повышении квалификации педагогических работников, обученности законных представителей, вовлеченность в региональные и международные мероприятия |
Кадровое обеспечение инновационного проекта
В реализацию проекта будут включены директор, заместитель директора по ВР, специалисты социально-педагогической и психологической службы, учителя, в том числе учителя, выполняющие функции классных руководителей.
Предполагаемый состав участников инновационного проекта:
№ |
Фамилия, инициалы
|
Должность |
Образование |
Категория |
Стаж в должности |
1 |
Ивашкевич Г.А. |
директор школы |
высшее педагогическое |
первая |
5 лет |
2 |
Коледа Н.Е. |
заместитель директора по воспитательной работе |
высшее педагогическое |
высшая |
4 года |
3 |
Шкурко Г.В.
|
педагог-психолог |
высшее педагогическое |
высшая |
15 года |
4 |
Будько А.М. |
учитель, классный руководитель |
высшее педагогическое |
первая |
12 лет |
5 |
Сечко Ю.В. |
педагог социальный |
высшее педагогическое |
без категории |
3 месяца |
6 |
Сидельникова Н.М. |
педагог-организатор |
высшее педагогическое |
первая |
13 лет |
7 |
Исаеня Е.М. |
учитель, классный руководитель |
высшее педагогическое |
высшая |
30 лет |
8 |
Русецкая Т.М. |
учитель, классный руководитель |
высшее педагогическое |
первая |
15 лет |